О белорусском event-е замолвите слово | Event компания «Арт-Микс»
Клуб Ивентеров Беларуси
Связаться с нами (+375 29) 126-70-70
(+375 29) 320-70-70
      info@artmix.by

О белорусском event-е замолвите слово

3 октября 2010

Согласитесь, многое в жизни мы отдаем в руки профессионалов ради комфорта, освобождения времени, экономии финансов, ради личного самолюбия наконец.

Так расцвела сфера услуг. Причем услуг специализированных и профессиональных. В порядке вещей отдаются агентствам юридическое, бухгалтерское, аудиторское, рекрутинговое, консалтинговое сопровождение бизнеса. Пришло время подумать и об аутсорсинге организации событий и мероприятий, то есть event-менеджменте.

Событийный менеджмент в Беларуси не появился сам собой — за современным международным бизнесом в страну пришли сетевые рекламные и BTL-агентства. Было бы несправедливо провозгласить, что event-индустрия в Беларуси уже прошла все тяготы адаптации мировой практики. Покой и лавры белорусским ивенторам пока только снятся.

Корпоративный шашлык

Праздник в жизни необходим как просвет между житейскими буднями. Праздник корпоративный необходим вдвойне — счастливый и довольный работник будет повышать производительность труда. С таким посылом на заре 2000-х начали появляться компании, предлагающие корпоративные мероприятия как услугу. Традиции разваленного Союза ССР оказались кстати — профессиональных праздников становилось больше (появлялись новые индустрии с удивительными профессиями и должностями), небольшие компании обрастали персоналом (которым нужно управлять), западные веяния получали статус стандартов. Корпоративная культура вырабатывала правила не только труда, но и отдыха. Таким образом появились корпоративные вечеринки, развлекательные, спортивные, выездные программы, нацеленные на сотрудников. Развлечение и отдых в кругу коллег стали хорошим тоном и неплохим бонусом за сверхплановые показатели. За последнее десятилетие индустрия событий стала взрослой — компании специализировались, подрядчики дисциплинировались, тренды и бренды не проезжают мимо. Поэтому сегодня на рынке ивент-услуг представлена вся классификация корпоративных и частных мероприятий.

Прежде чем озвучить эту классификацию, давайте посчитаем, сколько мероприятий за год случается в средней белорусской компании до 100 человек.

  • Новый год — большой зимний сабантуй, со своей долей романтики и разгула, мерой подарков и прогнозов по годовым бонусам.
  • Февральские и мартовские поздравления — от самодеятельности до оригинальных поздравлений, арт-сюрпризов. Дают возможность задействовать новые жанры, раскручивать молодых талантливых артистов.
  • День рождения компании (День компании) — как правило, выезд за город, много активностей, культурная программа. Востребованы летние программы спортивно-экстремального характера, корпоративный туризм.
  • День рождения директора (собственника) компании — частный праздник, который благодаря корпоративной культуре может стать традицией в коллективе. А может и не выйти за рамки Private Events.
  • Отраслевой праздник — популярность социальных профессий (День медика, День торговли, День учителя) способствовала появлению подобных дней у множества других полезных профессий. Сейчас новые профессии появляются вместе с профессиональной памятной датой.
  • Дни рождения сотрудников — публичность таких мероприятий зависит от степени сплоченности коллектива. Инициировать поздравления коллег со счастливыми событиями личной жизни может как корпоративная культура компании, так и неформальный лидер. Эту потребность людей быть частью социальной сети поддержали компании, специализирующиеся на подарках-впечатлениях.

Праздник ивенту не товарищ?

С точки зрения классификации событий это достаточно скудный перечень праздничных моментов в корпоративной жизни. Именно праздничных, так как event-индустрия гораздо шире. Устройство Corporate Events и связанных событий (Related Events) не требует взаимосвязи со стратегией развития компании, организационной и индивидуальной диагностики компании. После проведения корпоративного праздника нельзя ожидать никаких значимых изменений в командном взаимодействии сотрудников. Вы решите вопросы формирования корпоративной культуры, передачи видения, миссии, ценностей компании и без помощи HR-специалиста, тренера по командообразованию, коуча. Развлекательная функция таких мероприятий под силу и туристическим агентствам, и праздничным бюро, и семейному бизнесу типа тамада-баян. И причиной тому бюджетирование, и следствие тому — бюджетирование.

Далеко не все типы ивентов могут похвастаться ежегодно запланированным бюджетом. Предприниматели постсоветского пространства не обросли привычкой просчитывать экономический эффект от инвестиций в праздники и события (важное дополнение) для трудящихся. Многих удивляет, что потенциал и перспектива есть не только у производственных мощностей. Существенный перевес у Trade Events и Private Events, что, впрочем, логично. Эффективность рекламы, маркетинга прозрачна, поэтому инструментарий постоянно актуализируется. Казалось бы, специалисты по развлечениям не могут на равных играть с тяжеловесами — рекламными агентствами. Да, если это не современное event-агентство. Благодаря пресыщению потребителей и потенциальных клиентов стандартными информационными приемами, используемыми в продвижении товаров и услуг, event-агентства получают возможность участвовать в деловых и PR-ивентах. Так мероприятия, направленные на внешнего клиента, получают свежий креатив и новые форматы. С другой стороны, частные праздники (свадьбы, юбилеи, дни рождения) стимулируют развитие индустрии в виде ассортиментной политики артистов, флористов, дизайнеров, фотографов, ди-джеев и поставщиков всевозможного эксклюзива. Отслеживание этих тенденций, гибкое реагирование, управление изменяющимся форматом мероприятия под силу только сплоченной команде профессионалов, контролирующих все этапы проведения многослойного как торт мероприятия. Кроссфукциональность в итоге обуславливает профессионализм — как тенденция рынка и потребность эффективно работать в кризисные и посткризисные времена. В этом праздничные агентства уступают ивенторам.

Отличить праздничные услуги от событийного менеджмента достаточно просто — доля Private Events у первых всегда существенно выше, более того, если в портфеле есть и корпоративные мероприятия, то лишь на уровне Corporate Events. Мероприятие не затрагивает стратегию управления персоналом, планы развития бизнеса, не встраивает результат события в результативность работы персонала? Вы работаете с праздничным агентством. Это не означает непрофессионализм. Просто не бывает «почти тимбилдинга» или «типа веревочный курс». Командообразование — это тренинг с целями, проблемным полем и профессиональным тренером, формированием команды под задачи бизнеса. С появлением в компании бизнес-процессов, завязанных на HR, PR, маркетинг, изменились и приоритеты. Кадры стали сотрудниками — внутренним клиентом. Эффективность каждого HR-инструмента исчисляется математическими формулами, регулярно влияя на изменения мотивационной системы. В праздничном бизнесе этим заниматься практически некому и некогда.

Креативный пряник

Вспомним о нашем списке мероприятий для среднестатистической белорусской компании. Корпоративные праздники и события, включая Новый год, день рождения компании, корпоративный праздник, День здоровья, День спорта, корпоративный турнир, корпоративные приключения, спортивные соревнования, корпоративный туризм, корпоративные игры — все это Corporate Events. Чего не хватает? Нет HR-Events — тренингов, тимбилдингов, мотивационных поездок, корпоративных экстрим-тренингов командообразования и лидерства. Это первое преимущество, которое заказчик в лице HR-менеджера может увидеть в сотрудничестве с профессиональным event-агентством. В списке отсутствуют Trade Events — весь спектр мероприятий для дилеров, дистрибьюторов и sales force. Не стоит хмыкать отделу маркетинга — пересмотрите свое отношение к презентациям! Это не рутинная работа, а события, напрямую влияющие на коммерческую деятельность предприятия — второе преимущество работы с event-агентством. Вариативность PR-акций и событий необъятна — все зависит от степени ваших амбиций, фантазии, действий конкурентов, бюджета и энтузиазма. Порой корпоративный праздник становится индикатором неудовлетворенной потребности людей тратить свое время на благородные и полезные дела. PR Events, направленные на реализацию потребности сотрудников творить доброе и светлое, наилучшим образом повлияют на укрепление бренда работодателя. Это уже третье преимущество. Таким образом ивенторы могут взаимодействовать с различными функциями бизнеса и положительно подкреплять те бизнес-процессы, которые наиболее существенны для компании в текущий период жизненного цикла.

Если абстрагироваться от терминологии, может возникнуть вопрос — какой смысл привлекать агентство для организации и проведения мероприятия, если есть штатные секретарь, кадровая и HR-служба, пиар-менеджер, маркетолог?.. Действительно, что тут сложного — обзвонить рестораны и заказать площадку, выбрать меню и пригласить артиста. Собственно, для небольшого праздника с целью сдружить коллектив и не требуется полное сопровождение. Ивент-менеджер может взять на себя один блок мероприятия, работу с подрядчиками, логистику, оборудование. И не стоит отказываться от его услуг и консультаций хотя бы потому, что многочисленные примеры показывают — сроки и затраты самостоятельно оптимизировать не получится. Выбрали ресторан? Прекрасно. Вы знаете, какую мощность какого свето- и звукооборудования выдержит электросеть? Какое количество человек будет чувствовать себя комфортно в этом помещении? Переговоры по транспорту? Ситуация заканчивается зачастую тупиком, заказчик не слышит подрядчика, время потеряно, и все зависает в полной неопределенности. В организации сложных технически и концептуально мероприятий важна механика и идея — тщательно продуманная отработка каждого этапа и узла. Мероприятие — это конструктор, который строится постепенно и обдуманно, с четко выверенной логистикой. При этом необходимо пунктиром провести концепцию, встроить задачи и цели компании, превзойти ожидания и не выйти из бюджета. Словом, сотворить чудо, от воспоминания о котором загораются глаза. И тогда забываются непрозрачные тендеры, мозговые штурмы, переговоры с мятущимся заказчиком, неуверенность «что вам надо? А что у вас есть?», уступая послевкусию качественного сервиса.

Текст: Евгения Крымская, ARTMIX Events Company

Журнал "The Chief Minsk"
№ 4, 2010.

Источник: artmix.by